В интервью голландский архитектор Паскаль Лейстра рассказывает о трендах развития кампусов в Нидерландах и мире, и том, как они помогут преобразить образовательную среду СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Паскаль Лейстра – известный голландский архитектор с большим опытом создания архитектурных проектов в образовательной сфере – университетов, школ, библиотек – в Нидерландах и других странах.
Паскаль является членом жюри Международного конкурса молодых архитекторов «ЛЭТИ: академическая среда будущего», участники которого создадут проекты трансформации четырех знаковых локаций кампуса ЛЭТИ.
– На что, прежде всего, ориентированы преобразования в кампусах Голландии?
– Движущей силой основных университетских преобразований сегодня является задача мотивировать и помогать студентам наилучшим образом реализовать их интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Чтобы это обеспечить, университет должен создать воодушевляющую, здоровую и счастливую среду.
– И какие же методы используются, чтобы сделать студентов счастливыми?
– Их диапазон огромен: от лучшей цифровой инфраструктуры и разнообразных учебных помещений для коворкинга до качественной и здоровой еды и вкусного кофе в столовых, а также создание хороших условий для неформальных встреч.
Один из университетских трендов – совместная работа с партнерами, например, другими университетами, колледжами и предприятиями, вне стен университета. Ценность такого сотрудничества была недооценена годами. Университеты походили на одиноко стоящие замки, но теперь они выбрались из замков и нашли друг друга.
– Вы учились в Делфтском техническом университете, где сейчас преподаете. Как отличается жизнь студентов тогда и сейчас? Сколько времени студенты проводили в университете (до пандемии)?
– Да, много лет прошло и многое изменилось с тех пор, как я училась в Делфтском Техническом. Когда мы вспоминаем 90-е, нужно понимать, что тогда «Эразмус», программа студенческих обменов, только начинала свою работу с 4000 студентов, теперь же в ней более полутора миллионов участников.
Тогда мы довольствовались ужасным кофе из кофемашин в обшарпанных коридорах. Традиционная еда - хлеб, а если ты хотел побаловать себя чем-то получше, то в пятницу бывали мероприятия до семи вчера, но вообще университет закрывался в 6.
Теперь же несколько раз в неделю проходят интересные лекции иностранных преподавателей. В кампусе появилось много разнообразных спортивных секций, а также жилье для студентов. Жизнь кипит круглые сутки.
Сейчас здесь учится много студентов из разных университетов со всего мира. Работает кофейня со вкуснейшим эспрессо, американо, латте, и даже автоматы в коридорах наливают приемлемый кофе. Обед можно выбрать из еженедельно меняющегося меню с вегетарианской едой, немецкими сосисками, испанской тортильей или чем-нибудь еще.
– Что бы Вы назвали самым главным трендом последнего времени в развитии образовательных пространств?
– Конечно, это устойчивое развитие во всех его проявлениях. Делфтский технический университет стремится стать углеродно-нейтральным и частью экономики замкнутого цикла, поэтому мы должны адаптировать корпуса согласно этим целям с точки зрения энергоэффективности. Все новые проекты начинаются с обсуждения таких тем, как возобновляемая энергия, чистая вода, борьба с изменением климата и промышленное воздействие, потребление и производство, просвещение на тему устойчивого развития с помощью раздельного сбора мусора и т.д. Весь кампус буквально дышит этой зеленой, привлекательной и дружелюбной к велосипедистам средой.
– Что университеты мира считают своим наивысшим приоритетом сегодня?
– Как мне это видится, лучшие вузы мира стремятся предоставить студентам лучшие условия, чтобы те по максимуму развивали свои способности. Они хотят взаимодействовать с другими отраслями знаний вне дисциплинарных рамок и в глобальной сети.
– Как и что меняют европейские университеты с долгой историей и давними традициями?
– С течением времени мнения о ценности истории и традиций меняются. Богатый исторический опыт может служить мантрой о собственном превосходстве, что в конце концов ограничивает развитие. С другой стороны, молодому амбициозному университету, полностью сосредоточенному на будущем, может недоставать проверенной временем среды.
Что касается исторических зданий, здесь есть различия. Здания-звезды великолепны, их очень ценят все вокруг. Нет сомнений в их высокой ценности, но ведь большинство исторических зданий являются устаревшими, низко-функциональными, а некоторые уже потеряли привлекательность. Их скорее воспринимают как обузу. Поэтому до недавнего времени считалось, что новые, модные и современные корпуса подходят университетам гораздо больше, чем те старые, что у них уже есть.
Но такое отношение частично поменялось в последние годы благодаря некоторым замечательным примерам недавно реновированных и преобразованных зданий.
Эти примеры показывают, что и менее ценные исторические здания могут быть трансформированы в динамичную и привлекательную образовательную среду. Это позволит осознать современным университетам весь потенциал своих исторических зданий и понять, что они не являются обременением, и что их можно преобразовать для задач будущего.
– Что бы Вы посоветовали ЛЭТИ?
– Это и будет моим посланием ЛЭТИ: у вас своя площадка с уникальным архитектурным ансамблем в крайне интересном городском контексте. Заботьтесь о ваших бриллиантах, разработайте генеральный план на будущее и впишите ваши бриллианты в идеальную композицию. ЛЭТИ с его вдохновляющей и уникальной средой должен быть готов встретить будущее, не забывая и о своих традициях!